Описание газобетонных блоков

Каждый автовладелец хочет иметь свой отдельный гараж, и многие предпочитают не покупать его, а начать строительство гаража из газобетона своими силами. Почему именно из газоблоков – ведь традиционных или современных строительных материалов достаточно много? Гараж, построенный из газобетона, положительно характеризуется по многим эксплуатационным факторам:

  1. Кирпичи из газобетона изготавливаются с различной плотностью материала, регламентирующейся марочными показателями. То есть, можно выбрать марку, которая больше подходит для климата в конкретном регионе, или заказать материал подешевле;
  2. Отличные теплоизоляционные характеристики позволяют сэкономить на утеплении стен и крыши гаража;
  3. Высокий коэффициент звукоизоляции.
  4. Газобетонные блоки легко обрабатывать механическим способом – их можно распилить ручной ножовкой или болгаркой, в блоки легко забиваются гвозди и вкручиваются шурупы, они хорошо сверлятся, в материале проще всего делать пазы и штробы для укладки электропроводки;
  5. Высокая прочность;
  6. Небольшой вес по сравнению с традиционными бетонными блоками или силикатным кирпичом.
Сравнительные характеристики стройматериалов
Сравнительные характеристики стройматериалов

Газобетон имеет пористую структуру, так как изготавливается из вспененного бетона. Поры воздуха образуются в материале в результате добавления в смесь портландцемента (также можно добавлять известь или гипс), воды и песка веществ, вызывающих появление пены. Показатели прочности зависят от пропорции компонентов. При смешивании и добавлении воды начинается щелочная реакция, и раствор пенится. Смесь, залитая в формы, подвергается воздействию высокой температуры, а затем сушится. Так изготавливаются газоблоки заданных размеров и с расчетными параметрами.

Несмотря на то, что материал не рекомендуется применять в многоэтажном строительстве из-за низкой по сравнению с бетоном прочностью, его успешно используют в малоэтажном и индивидуальном строительстве, в том числе и гаражей. Строительные операции, связанные с возведением гаража, выполняются поэтапно.

Проектирование гаража

В проекте гаража, который можно составить самостоятельно или воспользоваться типовым решением, содержатся необходимые показатели, расчеты и характеристики объекта:

  1. Первое, что сделает любой автовладелец – выберет тип постройки. Это может быть отдельный гараж или пристройка, подземный гараж или стоянки на втором этаже дома с оборудованным въездом. От типа гаража зависит расход стройматериалов, процесс строительства и смета;
  2. Просчет габаритов гаража – для одной или нескольких автомашин, просторный (с ямой, мастерской и складом для запчастей) или только для укрытия от непогоды;
  3. Выбор типа фундамента. Так как блоки из газобетона весят немного, рекомендуется мелкозаглубленный фундамент ленточного типа;
  4. Разводка инженерных коммуникаций – освещение и раздача электричества, канализация, водоснабжение, вентиляция;
  5. Просчет необходимости тепло- и шумоизоляции.
Проект для двух автомобилей
Проект для двух автомобилей
Проект для одного автомобиля
Проект для одного автомобиля

После подготовки проекта можно начинать строительство гаража, и начинается оно с возведения фундамента.

Мелкозаглубленный ленточный фундамент для гаража

Неглубокий фундамент легко выдержит вес гаражи и нескольких автомашин. Расчистка участка и разравнивание площадки – первый шаг в строительстве гаража. Разметка фундамента делается при помощи колышков (дерево, арматура) и шнура. Колья вбиваются в грунт по углам будущего фундамента, между ними натягивается бечевка, которая обозначит внешнюю границу фундамента, включая расстояние для обратной засыпки бетонной стены (30 см). Затем нужно отступить от шнура на ширину фундамента, прибавить еще 30 см для засыпки, и обозначить внутренний размер.

 

Теперь можно рыть траншею, и сделать это проще и дешевле вручную, чем арендовать экскаватор, после которого все равно придется выравнивать стенки траншеи и дно. Глубина траншеи зависит от свойств грунта и уровня грунтовых вод, но стандартная глубина – от 0,7 до 0,9 м.

Ленточный фундамент под гараж
Ленточный фундамент под гараж

Дно закрывается гравийно-песчаной подушкой, слоем толщиной 20-25 см. Вместо гравия можно использовать щебень или гальку. Дальше нужно установить опалубку, которая может быть собрана из досок, фанеры, ДСП, ДВП, OSB, шифера, металлических листов – из любых подручных материалов. Внутренние стенки опалубки защищаются гидроизоляцией из рубероида, полиэтилена или слоя битума. После подготовки опалубки нужно создать арматурный каркас из стержней Ø 10-14 мм. Прутья связываются между собой вязальной проволокой или свариваются.

Бетонный раствор желательно залить за один прием, поэтому требуется приготовить его в нужном объеме при помощи бетономешалки, или заказать на заводе-изготовителе с доставкой и разгрузкой. Раствор будет затвердевать 28 суток до полного набора прочности, и в этот период поверхность фундамента нужно закрывать от солнца и дождя пленкой. Цоколь поднимается на высоту 25-30 см – на него будут укладываться газобетонные блоки. Перед укладкой блоков фундамент защищается двумя слоями рубероида, чтобы влага, которую будят тянуть из почвы фундамент, не просачивалась в стены гаража.

Арматурный каркас для фундамента
Арматурный каркас для фундамента

Возведение стен

Газобетонные блоки укладываются на цоколь при помощи строительного клея, начиная с углов. Размер стандартных блоков – 600 х 300 х 200 мм. После вывода углов в 3-4 ряда нужно отбить веревкой горизонталь между ними, и по этому шнуру укладывать остальные ряды. Горизонтальность и вертикальность каждого ряда проверяется уровнем и отвесом. Чтобы сэкономить расходы, верхние на поверхности рядов можно выкладывать цементно-песчаный раствор, а боковые стенки газокирпича промазывать клеем. Для усиления кладки и увеличения прочности стен каждые 2-3 ряда проводится армирование. Делается это укладкой в вырезанные по центру блоков штробы глубиной 30 х 30 см. Арматура берется диаметром 12-14 мм.

Дойдя до воротной перемычки, между рядами необходимо заложить арматуру, к которой приварится каркас металлических ворот. Расстояние между каркасом и стенами заливается раствором, а сверху на каркас укладывается металлический швеллер или двутавр. Края балки должны заходить в стену на 20-25 см. Теперь на эту балку можно укладывать верхние ряды, а первый ряд на балке — армировать. Все блоки укладываются со смещением на 1/3 длины. Для этого их можно резать ножовкой или болгаркой, а перед укладкой нужно смачивать водой.

Укладка газоблоков
Укладка газоблоков

Исходя из назначения гаража, стены и потолок можно утеплить, или отказаться от утепления. Вместе с утеплителем (пенопласт) к стенам и потолку крепится слой звукоизоляции (гипсокартон) и гидроизоляционный слой (полиэтилен).

Крыша – односкатная или двухскатная?

Односкатный вариант крыши для гаража – самый распространенный. Крыша в виде неравностороннего треугольника – это жесткая конструкция с уклоном 25-300. Уклон, который обеспечивает разная высота стен гаража, начинается от стены с воротами, и заканчивается на задней стене. Чердак обычно отсутствует, а если он оборудуется, то не для хранения запчастей, а как воздушный слой утепления.

Крыша с одним скатом — это несколько параллельных, уложенных под углом стропил. Стропила необходимы для обустройства обрешетки, на которую настилается кровля из шифера, профнастила, металлочерепицы или других кровельных материалов. Уклон, как разница в высоте стен, должен быть рассчитан заранее и указан в чертежах проекта. Боковые стены выполняются в трапецеидальной форме путем обрезания газокирпича.

Устройство односкатной кровли
Устройство односкатной кровли

При таком подходе разница в высоте будет соблюдена, а верхние брусья стропильной системы будут выполнять роль мауэрлата. То есть, при укладке с разницей для уклона сразу создается односкатная крыша — остается закрепить на ней стропила и обрешетку. Если проект предусматривает одинаковые по высоте стенки, то стропила собирают на земле, а готовую конструкцию поднимают и крепят на мауэрлат.

Уклон ската крыши не рекомендуется делать круче 300, так как это повышает ветровую уязвимость крыши. Если уклон будет менее 100, то увеличивается дождевая и снеговая нагрузка на кровлю – вода и снег будут затормаживаться при скатывании с крыши.

Проект двухскатной крыши с утеплением значительно экономит энергоресурсы на отопление, если таковое планируется в гараже. Но и без отопительной системы гараж будет намного теплее. Такое решение с двумя скатами значительно повышает стоимость строительства за счет добавления таких стройматериалов, как утеплители, звукоизолирующие рулоны или плиты, оборудование гидроизоляции крыши. Дерева или оцинкованного металла на стропильную систему и мауэрлат расходуется в два раза больше, как и кровельных материалов.

Устройство двухскатной кровли
Устройство двухскатной кровли

В зависимости от проекта и типа крыши для монтажа стропил используются разные технологии:

  1. Наслонная стропильная система, при обустройстве которой верхний и нижний край каждой стропильной балки опирается на свою опору. Нижняя часть наслонной стропильной балки — на стены гаража, верхние стропила – на прогонные балки. Прогонная система опирается на стену или опорные столбы, которые возводятся внутри строения рядом со стенами. Наслонная система стропил имеет в основе раму с коньком из балок, на который опираются верхние части стропил.
  2. Технология висячих стропил, опирающихся на стены гаража. Висячая балка кровельной системы опирается на такую же балку, развернутую зеркально относительно верхней. Висячая система имеет в основании треугольные фермы с основанием из потолочной балки или стяжки потолка.

Наслонная стропильная система применяется в гаражах с большими пролетами балок и опорными столбами для кровли. Обычно это гараж для двух и более машин. Висячие стропила также можно монтировать для одноместного гаража, но для маленького здания опорные столбы не возводятся, чтобы не занимать полезное пространство.

Варианты стропильных систем
Варианты стропильных систем

И висячая, и наслонная системы стропильных балок в гаражах длиной до 5 метров изготавливаются из минимального количества элементов. Наслонные стропила крепятся попарно, как и прогонные балки, висячая система монтируется из нескольких ферм. Если увеличить количество пролетов кровли, то строительство кровельной конструкции намного усложнится, так как нужно будет монтировать дополнительные подкосы, опорные столбы, прогоны и ригеля.

Гаражные ворота

Последний шаг в строительстве гаража – установка металлических ворот. Самое простое и дешевое решение — распашные железные ворота, которые можно сварить своими руками. Ворота навешиваются на навесы, приваренные к каркасу.

Отделочные работы внутри и снаружи гаража – это оштукатуривание потолка и стен, финишные декоративные работы, покраска ворот. Стены из газоблоков перед нанесением штукатурки необходимо загрунтовать водостойкой грунтовкой, а также пропитать антисептиком во избежание появления плесени.

Гаражи из газобетона обновлено: 30 декабря, 2016 автором: Артём